Хомякова Наталия. «Ты можешь как помочь, так и навредить»

Наташе сейчас 30 лет. Живёт она в Москве. Недавно из печати вышла её книга о русском шансоне. Почему именно о нём? Вот что она рассказала.

— До старших классов жила в Кыштыме, ходила в «ТиН-газету». Я с детства мечтала стать журналистом, поэтому и пришла в неё, первая моя статья в «Кыштымском рабочем» вышла, когда мне было лет тринадцать. С того времени я ничего другого делать так и не научилась. Как тексты писала, так и пишу.

Но при этом в моей жизни всегда была музыка. Мы и на фестивали юных журналистов всегда с гитарой ездили. Однажды, кстати, на такой фестиваль поехали из Кыштыма в Чебоксары на очень старых «Жигулях-копейке». И дома инструмент был, папа много играл.

Когда мне лет восемь было, он меня отвёл в ДК Горького, где кыштымские музыканты собирались и меня научили аккорды ставить. Музыкального таланта я в себе не обнаружила, но всегда хотелось быть около этой тусовки, поэтому после окончания школы уехала в Санкт-Петербург, поступила учиться на культуролога.

На первом курсе института нам принесли список курсовых тем, одна показалась мне забавной: «Образ русской женщины в городском (в блатном) шансоне». По ходу мне стал интересен другой вопрос: почему люди эту музыку слушают и почему такое огромное количество поклонников у шансона. Несмотря на то, что жанр у интеллигенции считается признаком плохого вкуса.

В 2017-м был защищён диплом. Потом я просто следила за шансоном, никак с ним не работала. А в пандемию было очень скучно, и подумала: знаю телеграм-каналы и блоги про рэп, рок- и поп-музыку. А про шансон… только радио. А что мне мешает сделать блог о шансоне? В ту же минуту его создала, написала первый пост. Уже через год стала сотрудничать с «Радио Шансон» и с «Шансон-ТВ», с артистами жанра.

У меня много работы, и так было всегда Я совмещаю много разных направлений. Как журналист — в самых разных изданиях, и в региональных, и теперь уже в федеральных, пишу и про социалку, и про экономику, делаю расследования, иногда и о шансоне рассказываю.

На исследование шансона и работу с артистами трачу много времени, защитила магистерскую диссертацию в этом направлении. Теперь в работе кандидатская.

Мне удалось пообщаться почти со всеми ныне живущими артистами шансона. Делала материалы с Вилли Токаревым, Розенбаумом и Шуфутинским, Жекой и Трофимом, с Ваенгой, Успенской и так далее.

— Чем ты в самое последнее время занимаешься?

— То лекции зовут читать, а сегодня с утра принесли сценарий сериала редактировать и подбирать под него музычку. Это притом, что недавно я стала директором группы «Кино». Коллектив возобновил свою деятельность, и сейчас музыканты, которые работали с Виктором Цоем, дают концерты в сопровождении его оцифрованного голоса, он звучит, как из космоса. Короче, это всё как будто не про девочку из кыштымского Шанхая…

— Наташа, а давай о нашей, и твоей тоже, «ТиН-газете», о юнкоровской судьбе…

– «ТиН-газета» стирает в пыль все ранги и статусы людей. Это только кажется, что взять интервью у какого-то чиновника, артиста или бизнесмена – сложно. Мол, где он и где ты. Но когда ты совсем мелким юнкором приходишь на встречу с сотрудником администрации, директором музея, певцом или предпринимателем, то они тебе совершенно серьёзно отвечают на вопросы. Ты точно так же своим материалом можешь как помочь, так и навредить. И если придёшь во взрослое издание, тебе уже вообще не будет страшно. Если ты мелким мог был колким и метким, то что меняется, когда ты стал взрослым и серьёзным?

– Что пожелаешь юнкорам?

– Оставаться честными перед самими собой. Не подстраиваться под повесточку, чужие мнения и авторитеты. Не гнаться за деньгами, если то, за что они платятся, противоречит вашим убеждениям и принципам. В истории продажные писаки остаются продажными писаками, а нормальные ребята делают мир лучше. Вот ими и надо быть.

Блиц-опрос:

– Вся журналистика ушла в интернет?

– Нет. Уважаемые издания по-прежнему выходят в бумаге. А глянцевые журналы снова набирают популярность в Москве и Петербурге. Не такую, как в начале нулевых, но все равно!

– Стихи пишешь?

– Всегда. Теперь они даже песнями становятся для хороших людей.

– Лучший отдых – это…

– Концерт. И лучшая работа – концерт. И лучшее свидание – концерт. И лучший способ побыть в одиночестве – концерт.

 

Дарья БОНДАРЕНКО,

юнкор детской городской «ТиН-газеты»

Апрель, 2025 г.