Иванов Филипп Антонович

ИВАНОВ ФИЛИПП АНТОНОВИЧ (1871-1957), горный инженер, предприниматель, государственный деятель, статский советник.

Филипп Антонович Иванов (Стихарев), родился 11 октября 1871 года в селе Плана Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. Шестнадцатилетним мальчиком был привезён на Урал в г. Златоуст, куда после Крымской кампании был послан его отец на службу на казённый оружейный завод. Вскоре отец серьёзно заболел и умер, оставив жену с двумя малолетними сыновьями (7 и 3 лет), почти без средств к существованию. С этого момента начинается тяжелая, но крайне интересная трудовая жизнь Ф. А. Иванова.

Понимая в каком тяжёлом положении находится семья, он пошёл работать, конечно же, после занятий и во время школьных каникул. В зимнее время – в сапожной мастерской, а перед праздниками и во время праздников Рождества Христова и Пасхи переходил на более оплачиваемую работу в различные торговые заведения или занимался торговлей вразнос товаров первой необходимости. В летнее время нанимался на вспомогательные рудничные или лесные работы гонщиком на лошадях при съёмках или обмерных работах.

Поступив в Златоустовскую типографию, через год настолько выдвинулся своим прилежанием, аккуратностью и сообразительностью, что был переведён на должность заведующего пивоваренным заводом, принадлежащим тому же владельцу. В связи с этим, ему пришлось прервать школьное учение. В это время умер младший брат, а мать выходит замуж. Оставшись один, имея накопленных 200 рублей, Иванов покидает пивоваренный завод, и вновь поступает в народную школу, которую через год оканчивает первым учеником. Не оставляя мысли о дальнейшем образовании, поступает в окружное училище.

За время учения в окружном (3 года) и 4-х классном городском училищах (2 года) средства к существованию Филипп Антонович добывал, работая после занятий и во время зимних и летних каникул, сначала учеником, а затем молотобойцем и кузнецом в кузнечно-клинковом цехе Златоустовского казённого завода, зарабатывая 15-20 рублей в месяц. Освоил ковку лошадей, что в период усиленных гужевых перевозок заводских материалов давало ему хороший заработок, вполне обеспечивая его существование.

Успешно окончив городское училище в 1890 году, Иванов продолжал работать на заводе. Своей сообразительностью и работоспособностью обратил на себя внимание управителя завода, горного инженера Трояна, который перевёл его в заводскую бухгалтерию, лично поручая различного рода контроль: проверку расходов угля и угара железа при кузнечных работах, расход дров под паровыми котлами и т.п.

Через год Ф. А. Иванов оставляет службу на заводе и поступает для продолжения образования в Уральское горное училище в Екатеринбурге. Он не получал никаких пособий и стипендий, не имел возможности по ходу занятий поступать куда-либо на заработки, то пребывание в училище было для него крайне затруднительным. Но и здесь он превозмог все невзгоды, живя на 5 рублей в месяц, пока не нашёл себе подходящих вечерних занятий.

Со второго года обучения, ввиду отличных успехов, Ф. А. Иванов был переведён в училищный пансион на казенную стипендию. Успешно окончив училище в 1904 году в должности техника поступил на железные рудники Катав-Ивановских заводов с жалованием 50 рублей в месяц, где занимался съёмкой и разведкой рудных месторождений. В 1895 году отбыл воинскую повинность в Свеаборгской крепостной минной роте и снова был приглашён владельцами заводов горным смотрителем Бакальских рудников.

Успехи по службе не помешали его главной цели в жизни – получению высшего образования. К имеющимся сбережениям Ф. А. Иванов занял 3000 рублей у Лерха, друга отца, бывшего мастера кузнечно-клинкового цеха Златоустовского завода, и в 1897 году вместе с ещё одним выпускником Уральского горного училища Н. Ф. Вогулкиным уехал в Германию, где в том же году, изучив немецкий язык, поступил в Фрейбергскую академию – престижный европейский вуз в области горного дела.

Своим прилежанием, способностями и богатой практической подготовкой Иванов обратил на себя внимание профессоров академии, особенно им заинтересовались известный химик, профессор К. Винклер и металлург, профессор А. Ледебур. В их лабораториях Филипп Антонович выполнил много научных работ по химии, впоследствии опубликованных профессором К. Винклером в немецких научных журналах. Принимал участие в работах профессора О. Брунка по разработке методов исследования рудничного воздуха и газов, изданных в 1901 году для руководства горным инженерам. Во время летних и зимних каникул в 1898-1901 годах Ф. А. Иванов практиковался не только на немецких заводах, но и на австрийских, бельгийских, французских и английских, где одновременно изучал и языки.

В 1901 году Иванов и Вогулкин окончили академию с отличием и, отклонив лестное предложение остаться, вернулись на Урал. Из Книги постановлений управляющего Кыштымскими заводами (Кыштымский историко-революционный музей (КИРМ): «На службу Кыштымских заводов поступили только что окончившие курс во Фрейбергской академии воспитанники Уральского горного училища господа Иванов и Вогулкин».

7 сентября 1901 года Ф. А. Иванов был назначен смотрителем Верхне-Кыштымского завода. На заводе в это время вводились различные усовершенствования с полным оборудованием всех заводских устройств. В этих областях Кыштымский завод многим обязан его инициативе, трудам и энергии. С этого времени начинается и известность Ф. А. Иванова, как инженера на Урале.

Тройной фотопортрет Ф. А. Иванова из фонда Кыштымского музея

В 1905 году он был мобилизован для участия в русско-японской войне, но вскоре, ввиду перемирия освобождён. По возвращении на Урал ему было предложено место главноуправляющего Катав-Ивановского округа, которое он принял. Перед этим ему было отказано в утверждении в должности инспектора в Уральском горном училище, как не имеющего диплома русского высшего учебного заведения. После отказа Ф. А. Иванов, несмотря на хорошую теоретическую подготовку и широкую практическую деятельность, тотчас же зачислился студентом Санкт-Петербургского горного института, курс наук которого окончил в 1906 году в числе первых, с занесением своего имени на золотую доску. Пребывание в институте не мешало ему руководить крупным предприятием, насчитывающим до 10000 человек.

20 августа 1907 года Ф. А. Иванов был назначен главноуправляющим Кыштымским горным округом. Управление Кыштымскими заводами он принял в период сильного расстройства и падения дел округа. Большинство заводов округа бездействовало. Рабочие и служащие не были удовлетворены заработками. Иванов нашёл деньги, начал эксплуатировать лесные дачи: поставил 4 лесопильных завода, для Пермской и Сибирской железных дорог стали вырабатывать до 600 тысяч шпал в год. Продавались доски и щиты из опилок для снегозадержания путей железной дороги, горбыль шёл местным жителям.

Филипп Антонович быстро ориентировался в делах, умел окружить себя хорошими сотрудниками и прикладывал свою энергию и трудоспособность к возрождению погибавшего горнозаводского предприятия. Снискал к себе не только полное доверие правления Общества Кыштымских заводов, но и любовь и уважение рабочего населения округа и своих сослуживцев.

В Карабаше, входящем в Кыштымский округ, ещё в 1906 году был найден медный колчедан Конюховского месторождения, к которому английский капиталист Лесли Уркварт проявил интерес. Большие заботы легли на плечи Ф. А. Иванова.

Электролиз черновой меди был апробирован на Верхне-Кыштымском заводе 1 марта 1906 года, под электролиз меди был приспособлен Нижне‑Кыштымский завод. Медный завод Уркварта был пущен в 1907 году В 1908 году Л. Уркварт, воспользовавшись финансовым кризисом Кыштымского округа, приобрёл его акции. В Соймановской долине были разработаны новые рудники медного колчедана. В 1909 году округ заключил договор с американской фирмой инженера Бари на строительство в Карабаше нового металлического здания медеплавильного завода, который был пущен в 1910 году. Тогда же были созданы и первые очистные сооружения. На тот момент это был самый современный завод как в техническом, так и в экологическом отношении.

Иванов (слева) и Уркварт (справа) инспектируют ж/д ветку Кыштым-Карабаш

Перевозка медной руды гужевым транспортом из Карабаша в Кыштым была дорогой и из-за бездорожья ненадёжной. Поэтому в 1910 г. была проложена узкоколейная железная дорога. Маршрут пролегал по сильно пересечённой местности среди густого леса и заболоченных участков с большим количеством подъёмов и спусков.

Закладка новой доменной печи на Верхне-Кыштымском заводе. В центре Ф. А. Иванов, выше, слева от него Л. Уркварт с женой. Фотография из фондов Кыштымского музея. Публикуется впервые

На Верхне-Кыштымском заводе вместо пудлингового введено мартеновское производство, для чего была выстроена 22-тонная мартеновская печь. Расширено производство кровельного железа. Открыли производство серной и азотной кислоты, необходимой для боеприпасов. «Затем пущены модернизированные шахты по добыче железа, печи, металлопрокатные заводы, литейное производство, печи для обжига кирпича, фабрика динамита и механическая мастерская. К зиме 1911 г. был построен завершённый промышленный комплекс вместе с двумя жилыми поселками, школами и больницами» – подвел итог английский исследователь.

1912 году Ф. А. Иванов занял пост директора-распорядителя «Общества Кыштымских горных заводов». Он не ограничивался узкой рамкой работы в Кыштымском округе. Как знаток Урала, способствовал возникновению и

Правление Нижне-Кыштымского завода. 1912 г. (Ф. А. Иванов в центре). Фото из фонда музея медеэлектролитного завода

развитию новых предприятий на Урале. Его инициативе обязано возникновение около деревни Таналык Оренбургской губернии Орского уезда медного предприятия, принимал живое участие в развитии каменноугольного дела около Челябинска; состоял в числе организаторов золотого дела в Оренбургском крае и платинового – в Верхотурском уезде.

Иванов был не чужд общественной земской деятельности: состоял гласным Златоустовского, Уфимского, Екатеринбургского уездных собраний, Пермского губернского собрания, почетным мировым судьей в 1903-1915 гг.

Управление Кыштымского горного округа. В центре Ф. А. Иванов с женой. Слева от неё, с бородой – главный врач округа А. К. Бухвостов. Фрагмент фотографии начала ХХ в.

По инициативе Ф. А. Иванова проведены в жизнь многочисленные культурные начинания, между которыми видное место занимает Кыштымский народный дом, лучший в Пермской губернии. В нём было организовано Общество народных развлечений, в состав комитета которого входила его жена О. Н. Иванова. Развитие сети народных школ, открытие трех 4-классных городских училищ, 8-классной женской гимназии в Кыштыме обязано его трудам и заботам.  Был попечителем народных школ, председателем попечительского совета женской гимназии и почётным смотрителем городского училища. Представлял церковное попечительство Христорождественского храма Кыштыма.

Ф. А. Иванов активно участвовал в общественной деятельности крупных уральских городов. В 1904-1914 годах – попечитель народных школ, член педсовета Уральского горного училища. Содействовал строительству общественной публичной библиотеки и открытию Уральского горного института в Екатеринбурге. Почётный гражданин Екатеринбурга с ноября 1917 г. Почётный пожизненный член Совета Санкт-Петербургского горного института. Член различных благотворительных обществ за границей, принимал в них активное участие.

Ф. А. Иванов был выборщиком в I и II Государственные Думы. Его широкая популярность не только на Урале (член правления Южноуральского горнопромышленного общества, совета съездов горнопромышленников Урала), но и в широких кругах промышленного мира, определили избрание Ф. А. Иванова осенью 1912 года в члены Государственного Совета верхней палаты от промышленности. С этого момента провинциальный инженер и общественный деятель вышел на общероссийский уровень. В Госсовете он представлял интересы уральских промышленников, которые в его лице получили ярого защитника.

Иванов стажировался в Германии, где в начале Первой мировой войны был захвачен в плен вместе с семьёй и другими русскими подданными. Выбрался из плена и вывез соотечественников. Об этом была издана брошюра «Филипп святой». Однако, не всегда он был «святым». В 1914 году, когда случились политические забастовки на металлургическом заводе Нижнепетровска, Иванов был инициатором подавления рабочего движения с помощью военной и полицейской силы. Решил ввести войска без решения Уркварта, но вскоре эта акция была с последним согласована, после чего забастовка прекратилась.

Ф. А. Иванов был одним из учредителей Риддерского и Киргизского горнопромышленных обществ, общества Комаровских железорудных месторождений и южноуральских горных заводов; членом Особого совещания по обороне государства, председателем Комитета «Металлоснабжение»; в 1915-1917 гг. – член правления общества «Медь». С 1916 года – статский советник.

От Госсовета России Иванов был избран членом:

– особых комиссий по законопроектам и финансовой комиссии, по делам народного просвещения общего собрания Госсовета с 1913-1916 гг.;

– особых совещаний: 19 июня 1915 года для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения; 17 августа 1915 года для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (председательствовал в Комиссии по рабочему вопросу и Комитете для заведования снабжением заводов металлами заграничного производств).

В 1917 году Филипп Антонович Иванов, как член верхней палаты Госсовета России участвовал в неудачной попытке создать в нём особую группу представителей финансового капитала.

Председатель правлений Березовского золотопромышленного и Кочканарского платинопромышленного товариществ и АО «Инзерские горные заводы»; заместитель председателя правления АО «Северные заводы»; член правлений АО «Южноуральские  горные  заводы»,  АО «Киренские заводы» и АО «Камборские заводы»; Риддерского горнопромышленного общества и Комаровских железнорудных месторождений. Член Советов: Золотопромышленного банка, Сибирского торгового банка; председатель Совета съездов золото- и платинопромышленности, биржевой торговли и сельского хозяйства; член Совета и зам. председателя Сибирского бюро, торгово-промышленной группы во Временном совете Российской республики.

В 1916-1917 годах, пытаясь спасти накопленное состояние от инфляции, Иванов вкладывал свои капиталы в недвижимое имущество: купил крымское имение Чаир, приобрёл дом генерала Качки в центре Екатеринбурга. Он стал последним частным владельцем генеральского особняка. Через несколько лет здание было национализировано. До 1940 года в доме располагалась коммуналка, а позже здесь находился мемориальный дом-музей Якова Свердлова. После глобальной трансформации в 1995 году культурное учреждение обрело новое имя и статус – Музея истории Екатеринбурга.

До национализации частной собственности и крупных предприятий Иванов также владел лесными имениями и доходными домами в ряде городов, рудоносными площадями в Сибири, на Урале, в Крыму с номинальным капиталом до 25 млн. руб., вкладывая его в разработку месторождений цветных и драгоценных металлов, угля в Оренбургской и Пермской губерниях, в Средней Азии и Сибири.

Администрация Кыштымского завода у Белого дома (Кыштым). Начало ХХ в. Ф. А. Иванов с дочерью (слева в 1-м ряду). Вторая жена Ф. А. Иванова с сыном (в центре). Фото В. Г. Кокшарова из фондов СОКМ им. О. Е. Клера. Возможно, последнее уральское фото перед эмиграцией.

Ф. А. Иванов был женат на Ольге Николаевне, младшей дочери главного бухгалтера Кыштымского округа Н. Л. Толкачёва. Вторая жена – Евдокия Васильевна. От первой жены у него была дочь, от второй – сын.

Последний министр торговли и промышленности России В. Н. Шаховской в июле 1916 году посетил Кыштым. Вместе с управляющим Кыштымским горным округом Н. Ф. Вогулкиным был крёстным новорожденного сына Ф. А. Иванова.

После Октябрьской революции в 1918 году Иванов эмигрировал во Францию. Был членом российской делегации на Версальской мирной конференции в 1919 году.

Эмигрантская жизнь Ф. А. Иванова была неотделимой от деятельности Л. Уркварта. В начале 1920-х годов Иванов был посредником в переговорах бывших хозяев Кыштымсккого горного округа с советским правительством о возвращении национализированной собственности в виде долгосрочной концессии. Стороны не пришли к взаимоприемлемому компромиссу.

В сентябре 1920 года Иванов вернулся в Россию. Участвовал в Экономическом совещании в Крыму при правительстве генерала Врангеля, председательствовал в его торгово-промышленной группе. В 1921 году был рекомендован от Лондона для участия в Русском зарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах Югославии. В 1921-1923 годах – председатель Совета торговли и промышленности Англии.

В Париже в 1929 году Иванов участвовал в совещании бывших членов Госдумы и Госсовета, был членом Российского торгово-промышленного и финансового союза.

Скончался Филипп Антонович Иванов 20 июля 1957 году в Лондоне. По воспоминаниям современника, в шикарном лондонском особняке Ф. А. Иванова часто собирались русские инженеры, некогда работавшие вместе с ним на уральских заводах.

Филипп Антонович Иванов обладал широким стратегическим видением будущего Урала, суть которого в отказе от «излишнего попечения, сковывающего инициативу предпринимателей», в создании благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитии новых отраслей экономики, таких как туризм…».

Ему принадлежат пророческие слова: «Урал, богатейшая житница железа, меди, самоцветов, платины и золота, несомненно, явится могучим живительным средством при лечении ран нашего государственного бюджета, а прекрасная живописная природа с грандиозными озёрами и сотнями целебных источников, будет пристанищем, где усталая трудовая болеющая Русь будет набираться здоровья, новых сил и могущества».

О. И. Сонина, член клуба краеведов Кыштыма «Тихое зимовье»

Фотографии предоставлены автором