Куренков Иван Ильич

Куренков Иван Ильич, участник Великой Отечественной войны.

Иван Ильич родился 5 июля 1924 года в селе Кузнецком Аргаяшского района Челябинской области. В большой семье Ильи Федотовича и Марины Ивановны Куренковых было 7 детей. Иван был средним из братьев, окончил 7 классов школы.

Когда началась война, родители проводили на фронт старших сыновей. Василий, 1920 г.р., должен был вернуться со срочной службы, которую нёс четыре года на Дальнем Востоке. Но их эшелон проследовал мимо родного Урала – под Ленинград. Дважды раненый в голову Василий скончался на руках земляка в декабре 1941 года.

Борис, 1922 г.р., был призван накануне войны. Служил на западной границе под г. Белостоком Брестской области. Письма от него перестали приходить сразу после 22 июня. Пограничники, первыми принявшие на себя удар врага, массово гибли в неравной схватке. Борис до сих пор числится без вести пропавшим.

Куренков Илья Федотович – танкоградец, отец Ивана

Сам глава семьи оказался в трудармии. Его призвали, несмотря на то, что дома осталась парализованная жена. В 1933 году Мария Ивановна, вынашивая седьмого ребёнка, стала инвалидом из-за тяжёлой работы и постоянного стресса. Выживать без мужа ей пришлось с двумя младшими детьми на руках – Анной и Алешей. Илья Федотович Куренков работал на Челябинском заводе по производству тракторных агрегатов.

Танкоградовец Илья Федотович, переживший тяжелейшие испытания, голод, гибель сыновей, не дожил до того дня, когда трудовой подвиг южноуральцев официально признают равным ратному. Но ему и не нужны были ни награды, ни льготы, ни слова благодарности. Он работал до изнеможения и голодного обморока, чтобы помочь сыновьям справиться с врагом, защитить родную землю. Рядом с отцом работала дочь Мария.

Сына Ивана призвали 17 августа 1942 года. Сначала направили в военное мотоциклетное училище, а оттуда на 2 Белорусский фронт в 618-й стрелковый полк 213 стрелковой дивизии командиром стрелкового отделения.

Впереди красноармейца Куренкова ждали трудные и страшные испытания: сражения, гибель друзей, ежедневная близость смерти. Самой

запоминающейся была переправа через Березину. Ещё в первую Отечественную войну эта река стала кошмаром для императора Наполеона, здесь, на переправе, он потерял остатки своей непобедимой армии. И вот спустя столетие, Ивану вместе с товарищами предстояло под непрекращающейся бомбежкой выйти на тот берег. Несколько часов шёл бой. В кровавом месиве уцелело меньше половины состава полка и боевой техники. Но зацепились за берег, удержались, продолжали сражаться.

В 1943 году Ивана Ильича направили в 852-й стрелковый полк, назначив командиром отделения автоматчиков. Осенью, в сражении под Вязьмой, он получил первые ранение в руку и контузию. В химкинском госпитале молодой крепкий организм оправился, и в конце ноября командир Куренков отбыл на фронт.

Его дальнейший боевой путь лежал через Прибалтику, на карте отмечали освобождённые от фашистов города – Шауляй, Каунас, Кенигсберг… А в январе 1944 года – новое ранение: осколок разорвавшегося снаряда попал во вторую руку. И вновь контузия, на этот раз более тяжёлая. Пришёл в себя уже в госпитальном эшелоне. Ничего не слышал, не мог произнести ни слова, только видел перед собой страшную картину: израненные, изломанные, окровавленные люди и незаживающие раны.

Речь к нему вернулась только через полтора месяца. И снова на фронт. Как раз в это время на вооружении советской армии появился новый танк «Т-34». Куренкова направляют учиться на механика-водителя в 10-й учебный танковый полк. Так стрелок стал танкистом. Теперь его боевой путь продолжился в составе 15-го мотострелкового полка в должности механика-водителя «Т-34».

Иван Ильич Куренков воевал за себя и за погибших братьев, за отца, ждавшего его возвращения. За боевые заслуги и успешное выполнение специального задания командования Куренкова лично поблагодарил командующий фронтом. В тексте говорится: «За совершение большого марша в тяжелых горных условиях Большого Семеновского перевала в ночное время». Что помогло крестьянскому парню, выросшему на южноуральском полевом раздолье в окружении старых Уральских гор, провести боевую машину по крутым тропам? Наверное, природное упорство и смекалка.

Весть о победе Ивана Куренкова застала в Восточной Пруссии. Но война для него ещё не закончилась: в 1946 году танкист прошёл на своём «Т-34» до столицы Ирана – Тегерана. Эта ещё одна героическая страница в истории Второй мировой войны, в которой уральцу выпало быть в числе тех, кто поставил точку в Иранской операции. Все знают о том, как шла помощь нашей стране морскими путями, через Арктику. Но немногие слышали о Персидском коридоре ленд-лиза. Эта военная история началась еще 25 августа 1941 года, когда был дан старт операции «Согласие»: в вооруженный конфликт вступили Шаханшахское государство Иран и три союзника: Великобритания, СССР и Австралия. Операция должна была обеспечить безопасность иранских нефтяных месторождений, создание Персидского коридора – пути снабжения Советского Союза. По Персидскому коридору за годы войны в нашу страну было доставлено до 34% грузов по программе ленд-лиза. Это больше, чем объёмы поставок полярными конвоями.

В августе 1941 года советские и английские войска вошли в Иран, британцы оккупировали южные районы Ирана, а Советский Союз – северные территории. Операция прошла почти бескровно. Шах Реза Пехлеви вынужден был отречься от престола, на престол вступил его сын Мохаммед Реза Пехлеви, предпочитавший договариваться с союзниками и даже объявивший в 1943 году войну Германии. Именно в столице Ирана Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года прошла первая в истории конференция «Большой тройки» – СССР, США и Великобритании. Британцы вывели свои войска с территории Ирана в марте, Советский Союз – в мае 1946 года.

Куренковы Иван Ильич и Наталья Герасимовна

В завершающем этапе операции «Согласие» и принял участие танкист Иван Куренков. Это был самый длинный марш-бросок в его фронтовой биографии. Впереди было возвращение домой.

В родное село Кузнецкое Иван Ильич вернулся в 1947 году. Познакомился с будущей женой Натальей Малёвой, которая работала в паспортном столе. В 1948 году молодые сыграли свадьбу, а 6 июня 1949 года стали родителями дочки Галины.

В 1951 году Семья Куренковых переезжает в посёлок Каолиновый, заселяются в дом на четырёх хозяев по улице Каолиновой. Иван Ильич устраивается на завод МО, а Наталья Герасимовна – на завод стройфаянса.

В 1958 году построили новый, большой дом за номером 15 по улице Чехова. Новоселье справляли всем посёлком. Ответственного работника, Ивана Ильича, назначают начальником смены. Работали тогда в три смены, принимали участие в соцсоревнованиях, и каждый раз, смена Куренкова была передовой. Позднее Ивана Ильича выдвигают председателем завкома.

Выйдя на пенсию, Иван Ильич заведовал тепличным хозяйством графито-каолинового комбината. Теплицу оборудовали прямо за проходной, справа, напротив кузницы и выращивали в ней огурцы и помидоры.

Иван Ильич и Наталья Герасимовна с внучкой

«Когда начинались каникулы, меня отправляли в гости к бабушке и дедушке. Мы вместе управлялись по хозяйству и работали в огороде, а вечером выходили гулять. Бывало, сидели на лавочке, а все соседи с улицы приходили к нам посидеть, поговорить, пощёлкать семечки. Я до сих пор помню всех соседей с улицы Чехова. Все знали моего дедушку как наидобрейшего, заботливого и светлого человека. Он никогда никому не отказывал в помощи. Бабушка и дедушка прожили в мире и согласии долгую, светлую жизнь. Воспитали замечательную дочь, привили ей доброту, заботу и отзывчивость. Она закончила кыштымское медучилище и по распределению уехала в Аргаяш, где 40 лет проработала зубным врачом. И ко мне, внучке, всегда относились с большой любовью. Дедушка обучил меня садоводству, а бабушка – рукоделию. Я больше 30 лет работаю в школе и всегда детям и своим сыновьям повторяю дедушкины слова: «Будьте добры, помогайте людям, и оно к вам вернётся миром и добром», – рассказала внучка Наталья Васильевна Бачурина (Назарова).

 

Галина Попова, автор ресурса «Судьбы, опаленные войной»  

Использованы материалы Н. В. Бачуриной (Назаровой) и А. Бачурина