Глазкова Мария Николаевна. Учительница первая моя

В Кыштыме, на улице Красноармейской (сейчас дом № 84), жила моя первая учительница, Мария Николаевна Глазкова, замечательной души человек. Сейчас в доме живет её дочь, моя одноклассница, Глазкова Людмила Викторовна.

Учились мы в четвертой школе с первый по восьмой класс. Мария Николаевна очень любила своих учеников, смогла нас так сплотить, что мы до сих пор дружим, а встретившись, нам всегда есть о чём поговорить.

Мария Николаевна знакомила нас историей Кыштыма: водила на экскурсии на машиностроительный, огнеупорный и электролитный заводы, корундовую, обувную и трикотажную фабрики. Кстати, на обувной фабрике нам как-то подарили разноцветные обрезки кожи, из которых потом на уроке труда мы мастерили оригинальные мозаики. А на трикотажке в пошивочном цехе одной девочке из класса сшили маленькую трикотажную маечку для куклы. Ох, как мне было завидно! Так хотелось такую же для моих кукол!

Часто мы всем классом ходили в однодневные походы недалеко в лес, так Мария Николаевна знакомила нас с нашей уральской природой. Мы старались запоминать названия цветов и трав. На одной из школьных олимпиад я даже заняла первое место по ботанике. Нужно было отгадать наименование предложенных трав. Сейчас, когда выпалываю с грядок сорняки, различаю, где пастушья сумка, а где будра плющевидная.

В старших классах мы уже ходили в многодневные походы, а затем участвовали в туристических слётах. Мария Николаевна и там была с нами. О спортивных достижениях я не очень помню. Может призовых мест мы и не занимали, но палатки ставили, через «пропасть» по канату на карабинах ползли – это да. Зато мы всегда получали сладкий приз за художественную самодеятельность и за походный обед. Наша окрошка, винегрет и печёная в костре картошка были самыми вкусными!

 Вместе с Марией Николаевной мы делали всевозможные поделки: то лесную полянку с разными зверушками, то тарелки из папье-маше. Водила учительница нас и к Белому дому, в детский парк. В нашем детстве там росли громадные тополя, которые мы втроем еле-еле обхватить могли. Собирали там листья деревьев для гербария.

Помню, на уроке мы учились шить вручную: швы «вперед иголкой» и «назад иголкой». Домашнее задание было – сшить мешочек. Я уже умела шить на швейной машинке, но задание-то было на руках сшить, причём плотным швом. И я быстро-быстро сшила большущими стежками «на живульку» этот мешочек и принесла в школу. Мария Николаевна меня, конечно, раскусила. Похвалила за быстроту, однако, и поучила: – Если насыпать в этот мешочек крупу в магазине, то и до дома-то ничего не донесешь!

Мария Николаевна учила нас не только читать, писать, шить, лепить и клеить, она учила нас быть людьми.

Татьяна Викторовна Коркина

 

PS: Нина Викторовна Глазкова, дочь Марии Николаевны вспоминает: «Моя мама была труженицей. Любила свою работу. Летом для организации досуга детей она создавала сводные отряды по месту жительства. Отцы сделали турникет, площадку волейбольную, флагшток. Мама купила куклы для кукольного театра. Мы сами делали декорации, на спектакли приглашали родителей.

Мама всегда настаивала, чтобы мы по вечерам читали художественные книги. Прочли вслух с отцом (маме было некогда: тетради, планы) всю классическую литературу, особенно запомнился Жюль Верна.

Очень уважительно относилась к родственникам. С нашей бабушкой, своей свекровью прожила совместно более тридцати лет. Мама умела всё. И шить, и вязать, и вышивать и к тому же косить траву, пилить дрова, доить корову. Любили ходить в лес за грибами и ягодами, ездили за вишней.

Награждена Грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «За трудовую доблесть к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина».

Мама всегда была для меня примером, и в жизни и в профессии: я стала учителем физики».