Мещеряковы. Дом на улице Белинского
Дом, в котором живёт Любовь Васильевна Мещерякова, её отец построил сам, проект дома создавала мама, Фарида Миргаязовна. Отец работал водителем на строительстве Новогорненской ТЭЦ. Перевыполняя план, он зарабатывал отгулы, и спешил домой, чтобы быстрее достроить дом. Высокие потолки, большие комнаты. И обязательная табличка на воротах с указанием фамилии хозяина.
Любовь рассказывает: «Наша семья по тем временам была необычной. Мама татарка, отец русский, да ещё на несколько лет муж моложе жены. Но что поделаешь – любовь. Мама была необыкновенной женщиной: прошла всю войну медицинской сестрой, закончила её в Болгарии. Не ожесточилась, любила всё красивое. В наследство оставила дочери мебель в стиле рококо. Помогла выучиться своим сестрам Раисе и Лидии, они же всегда гордились своей старшей сестрой. Помогала мама и соседям: где советом, где материально. В семье сохранилось одеяло, которое согревало её на фронте».
Родилась Фарида в татаро-башкирской деревне под названием Старые Тукмаклы в Башкирии. Спустя три года семья переехала в село Кызыл-Буляк Аргаяшского района. В 1942 году она закончила в Кыштыме ускоренные курсы медсестёр. Её направили работать в здравпункт деревни Байрамгулово Аргаяшского района. Потом она смогла осуществить мечту и поступила учиться в Челябинский мединститут. Но студенческая жизнь оказалась короткой: шла война, и Фариду призвали на фронт.
В сентябре 1943 года в Аргаяше формировался эшелон, который вошёл в состав эвакогоспиталя войсковой части 3758. Их часть вместе с Третьим Украинским фронтом дошла до Молдавии. Здесь, в местечке со странным названием Шахта Димитрова, они приняли первых раненых. Задача санитарного поезда – прибыть в освобождённый от немцев город, приспособить под госпиталь пригодное здание и ждать подвоза с передовой раненых.
Хорошо, если поезд приходил на железнодорожную станцию
в пределах населённого пункта. А если нет? Тогда состав разгружал своё госпитальное имущество в прибывшие автомашины, а персонал – врачи, медсёстры, санитарки – шли десятки километров пешим порядком. Первым делом по прибытию в авральном темпе обустраивали помещения под операционные, палаты, процедурные. Сделать это было непросто: закладывали кирпичами выбитые окна, сметали с полов стреляные гильзы, смывали лужи крови. Принимали раненых: мыли, меняли повязки, ухаживали.
После операции тех, кто имел
небольшие ранения, помещали в палаты, откуда они после лечения уходили снова на фронт, а тяжёлых отправляли в глубокий тыл. Последний госпитальный рубеж оказался в Болгарии. Войска шли на Берлин, а вышедшие из строя воины залечивали раны в болгарских монастырях, также приспосабливаемых под военные лечебницы. Раненые поступали непрерывно. Стоит ли говорить, что молодой медсестре при всей её подготовке до слез было жалко видеть мучения раненых бойцов.
А тяжело было не только на войне, но и в глубоком тылу. Если на фронте рисковали жизнями, то на далёком Урале население голодало и бедствовало. Когда Фарида вернулась, то первой её встречала мама
Ямиля, идёт, широко раскинув руки, а на ней платье из мешковины…
После войны выживали собственным хозяйством. Вот и Фарида развела во дворе своего дома в Кыштыме полсотни кур да гусей. Трудились от зари до зари и стар и мал. Отец Фариды однажды попросил в колхозе лошадь и отправился за сеном. Сделал несколько поездок. В последней прихватило сердце. Он упал с возка и уже не поднялся. Лошадь одна вернулась на колхозный двор. И тут спохватились: а где Миргаяз-бабай? Мать Фариды дожила до 97 лет.
Фарида Миргаязовна работала медсестрой в хирургическом и терапевтическом отделениях городской больницы Кыштыма, медиком в детском саду. Она и сама стала долгожителем, и после 90 лет управлялась по дому, была легка на подъём. Много читала, всю жизнь стойко придерживалась коммунистических взглядов и никогда не меняла своих убеждений, всегда отстаивала свою правоту. Это право она заслужила на войне, в скромном белом халатике медсестры, спасая жизни бойцов.
Елена Кузнецова, Галина Кожевникова
по рассказу дочери Любови Васильевны Мещеряковой и материалам газетной статьи сестёр Раисы Сафуановой и Лидии Валиуллиной «Она была поистине сестрой милосердия»
(Кыштымский рабочий» от 7 мая 2005)
Фото из семейного альбома Любови Мещеряковой:
- Семья Мещеряковых.
- Фарида Ахметзянова – медсестра на фронте.
- Фарида Ахметзянова (верхний ряд, в центре).
- Медсестра Фарида на фронте (вторая слева).
- Кыштымская больница. Фарида Мещерякова (верхний ряд, четвертая справа).
- Фарида Мещерякова – участница Великой Отечественной войны.
