Блиновские. Словно по Шекспиру

На улице Пушкина в доме № 25 (нумерация 1919 года) жил Иван Иванович Блиновский (1880 г.р.) вместе с женой Марией Алексеевной и детьми Василием, Анной, Михаилом, Александрой и Ниной.

А на другой стороне улицы жили Безсоновы, да не одна семья, а сразу три. В доме № 46 жил Григорий Яковлевич и Анастасия Павловна с двумя детьми. Родительский дом под № 50 занимала семья самого младшего брата Василия Яковлевича, который жил вместе с матерью. Так полагалось: младший сын проживал с  родителями в отцовском доме.

В доме № 48 жил Александр Яковлевич (1903 г.р.) с женой Евдокией Дмитриевной (фото). Александр работал смотрящим на разведочной горе между Сугомаком и Егозой. Следил, чтобы не случалось пожаров, у него даже связь была (то ли телефонная, а может радиосвязь) и он мог сообщить о пожаре или других нарушениях. Ребятишки частенько бегали к нему – относили обед. Евдокия отправляла их туда с умыслом: детей-то было семеро, поди всех прокорми. А время тогда было голодное, и мать надеялась, что идя по лесу, они наедятся ягод, кислицы, крупнянки.

Случилось Василию Блиновскому (1902 г.р.) из дома № 25 встретить и полюбить Ольгу Безсонову из дома № 48, дочку Александра Яковлевича. У Василия и Ольги Блиновских получилось как в пословице: «Один сын не сын, два сына – полсына, три сына – сын», родились трое сынов: Пётр (1929), Юрий (1931) и Виктор (1933).

Василий Иванович в 1927 году построил дом, работал на перевалочной базе десятником (бригадир грузчиков). В 1933 году ему за хорошую работу дали путёвку в Ливадию (Крым)! В то время это было очень почётно и значительно. Попасть туда было сложно – от области на каждый срок давали всего от трёх до восьми путёвок! А это, на минуточку, был первый в мире крестьянский санаторий! В 1930-е годы санаторий перестал быть чисто крестьянским: путевки стали выдавать профсоюзы для рабочих, крестьян и представителей советской интеллигенции. После войны во дворце располагалась госдача И. Сталина. Санаторий был вновь открыт в 1953 году. Похоже, Василий Иванович оказался чуть ли не единственным из Кыштыма, удостоившимся путёвки в столь престижный санаторий.

Во время Великой Отечественной войны Василий служил в 229 стрелковом полку 8 стрелковой дивизии. Погиб 20 марта 1943 года, захоронен в братской могиле села Протасово Малоархангельского района Орловской области. Мы нашли его имя на плите мемориала памяти (фото). Ольга замуж больше не вышла, одна воспитывала детей. Внучки очень гордятся своим дедом, а на память о нём для будущих поколений в семье хранится строительная будёновка. Сыновья у Василия и Ольги Блиновских получились ладные, красивые, трудолюбивые.

Пётр работал начальником ремонтно-механического цеха на медеэлектролитном заводе. С детства был смышлёным. Во время войны в соседях на квартире жила семья профессора педагогического института, эвакуированного из Ленинграда. Однажды он вышел на улицу и услышал, что местные ребятишки как-то по-особому галдят.  Оказывается, решают задачу. Петя не соглашался с ними и доказывал своё решение. Профессору приглянулся паренёк и, когда пришло время возвращаться из эвакуации, он попросил у бабушки отпустить с ним в Ленинград Петра: «Я дам ему образование, всё отдам ему, у нас ведь детей нет». Бабушка ответила: «Василий вернётся, что я скажу ему? Не обижайся милый человек, не отдам».

Юрий уехал в Курганскую область, куда впоследствии перевёз маму. С его именем произошла смешная история. Юрочку решили покрестить, и отправили в церковь маму Василия, Марию Алексеевну. Да пока она шла, имя-то и забыла. Батюшка спрашивает: «Как назовёте?». «А я, – говорит, – Батюшка запамятовала». Стал он перечислять разные имена, она его на имени Анатолий остановила. «Вроде это имя родители называли». Так у ребёнка до получения паспорта было два имени: по документам Анатолий, в быту – Юрий.

Младший сын Виктор жил вместе с матерью. Работал зуборезчиком на машзаводе, 15 лет – осмотрщиком вагонов на железной дороге. Был очень добрым и порядочным. Не раз он приводил в дом отставших от поезда пассажиров. «Что ты будешь всю ночь на вокзале сидеть?», – говорил он. «Пойдём к нам, в бане помоешься и выспишься». Женился на Тамаре Михайловне Дмитриной. Две дочки родились, Ольга и Наталья. Надо сказать, что в родне родовыми именами считаются Ольга и Василий.

Виктор вместе с другом Володей Усковым просто обожали машины. Сначала купили мотоциклы ИЖ-49. Тщательно ухаживали за ними. Часто ездили на Егозу за ягодами и грибами, на рыбалку. Всю семью на одном мотоцикле умещал: одна дочка садилась вперёд перед отцом, вторая перед матерью. Позднее купили мотоцикл с коляской.

В семейных альбомах много фотографий. С благодарностью вспоминают Ольга и Наталья бабушкиного брата Виктора Александровича Бессонова, который талантливо фотографировал все семейные события. Участник Великой Отечественной войны, командир взвода 5 роты 524 стрелкового полка 112 стрелковой дивизии, Виктор был тяжело ранен в правую ногу и до конца дней ходил с палочкой.

Ольга с Натальей вспоминают: «Улица наша очень дружная была. Что называется и в горе и в радости… И праздники вместе отмечали, и если беда случилась – всегда помогут. Дети концерты ставили, с костюмами, театрализацией. Даже нашу баню топили на всех. Как только у нас телевизор появился, соседи стали приходить новости и кино смотреть.

Хорошо, что дом в то время уже вместительный стал. Отец у нас мастеровой был. Сначала после рождения второй дочери к кухне комнату заливную сделал. Потом пристроил комнату для бабушки с отдельным входом. В 1970-е годы наш отец избирался председателем уличного комитета. Его все соседи уважали. Сам посадил много деревьев и соседей настраивал на озеленение улицы.

До сих пор растут и ёлка у дома (ей больше 50 лет) (фото), ивы, вишня, яблони.

Очень хотел, чтобы сын у него родился. Но и нас и маму любил незабвенно, всегда заботился, делал подарки. Когда у Ольги родился сын, его назвали Виктором, в честь двух дедушек. Хороший парень вырос, очень хороший».

Наталья восемь лет отучилась в школе № 4 по улице Кирова. С благодарностью вспоминает свою первую учительницу Марию Николаевну Глазкову, классного руководителя Тамару Николаевну Глазкову. Особенно ей запомнилась учёба в школе № 1, где она познакомилась со своим мужем Евгением.

Очень пронзительна история их любви: они прожили в браке сорок лет без трёх месяцев. Наталья рассказывает, что её Евгений был необыкновенным человеком. Имел музыкальное образование, хорошо играл на аккордеоне, баяне. Красиво пел песни. До сих пор стоит в её ушах его голос: «Мы с тобой два берега у одной реки». Он, как и её отец, просто обожал автомобили! Долгое время работал водителем автобуса. На его памятнике изображён автобус ЛИАЗ и начертаны слова из песни: «У беды глаза зелёные не простят, не пощадят». Писал дневники. Наталья и сейчас нет-нет, да и прочтёт о том, чем занимался Евгений тридцать или двадцать  лет назад. Как будто с ним поговорила. Любил поэзию.

Любовь похожа на машину,

Поверьте мне, в них суть одна:

Есть двигатель любви – мужчина,

Но есть ещё и руль – жена!

И что за путь любви, который

Идёт и вкось, и вкривь, юля.

Руль бесполезен без мотора –

Мотор не может без руля!

Все вместе они объехали все озёра: купались, отдыхали, рыбачили. Костры, песни, печёная картошка. Где он, там весело и вкусно. Это помнят и родственники и одноклассники.

 Наталье даже кажется, что он частенько напоминает ей о себе – весточку подаёт. Недавно прилетел в дом голубь и поселился на веранде, а через некоторое время появилась голубка. Вот как это понимать? А был случай – в декабре, как раз была память по Жене, чёрная бабочка в доме летала, разве не удивительно?

Сама Наталья Викторовна работала в медицинском училище и обслуживала пенсионеров в социальной помощи. До сих пор очень уважительно вспоминает своих подопечных: «Какие судьбы у людей – хоть бери и о каждом книгу пиши». Хотя, случались и комичные случаи. Одна подопечная долго хранила блёстку с её кофточки: «Наташа придёт и заберёт». Другая спрашивала: «Наташа, ты случайно мой зубной протез не брала?». Третий удивлял её игрой на разных музыкальных инструментах.

Дому № 50 повезло с хозяевами. И дед Василий, и отец Виктор, и муж Евгений у Натальи были мастеровыми: умели всё делать своими руками и с любовью к своему дому. Каждый внёс свою лепту в его сохранение и украшение.

Отрадно, что внешний вид дома ухоженный и хозяева сохранили наличники, то есть его лицо. Историю семьи и дома Наталья Викторовна помнит из рассказов бабушки Ольги. Пусть и её внучка Мила так же бережно хранит память о своих предках.

Г. Кожевникова, Е. Кузнецова

(семейная история рассказана дочерью Натальей Глазыриной (Блиновской), фотографии из её семейного альбома)