Галимкин камень – в честь кого он был назван

В деревне Муслюмово Кунашакского района жила семья Галимовых. Жили хорошо, добротно. Родители дали детям образование.

Сын Валей, например, окончил Троицкое медресе «Расулия», имевшее репутацию одного из лучших исламских институтов России. Медресе было основано в 1883 году в татарской слободке Троицка, здесь обучались татары, башкиры, казахи. После Октябрьской революции Медресе «Расулия» было закрыто и превращено в татаро-башкирский педагогический техникум. В XXI веке Медресе было восстановлено, и это стало большим событием в духовно-образовательной сфере. Ведь сегодня в России грамотных исламоведов можно перечесть по пальцам.

В жёны Валей взял хозяйственную девушку Марвару не из бедной семьи. Родились четыре сына и две дочери. И всё бы хорошо, но началось раскулачивание. К тому времени их старший сын Шарип, 1912 года рождения, с семьёй жил на Черемшанке в Верхнем Уфалее.

В 1933 году едет Валей с семьёй строить Челябинский тракторный завод. Но татары (с их слов сказано!) больше любят не с техникой, а с мукой работать. И устраивается он на мельзавод – вот она любимая работа! Летом направляет руководство завода бригаду на покос, а так делали в то время на всех предприятиях. Валей к труду был с детства приучен и любил заготавливать сено. Поехал он на лошади в сторону Ушат мимо Слюдорудника и уж очень ему эти места понравились. Не испугался Валей трудностей, решил перебраться в наши края. Сыновья подросли, стали работать на шахте по добыче слюды открытым способом.

А пришла беда, откуда не ждали. Началась война. Первым в июне 1941 года ушёл старший сын Шарип. В том же году и погиб. Получив похоронку на сына, Валей тут же выезжает в Уфалей за снохой и тремя внуками. Построил им рядом небольшой дом и всё время помогал.

Гариф, их второй сын, родился 1916 году, в 1939 году был призван в действующую армию. Служил верой и правдой на Дальнем Востоке в разведшколе. В июле 1941 года направляют его в Чебаркуль, о чём он сообщает родителям. Мать с дочерью Сарварой решили идти пешком в Чебаркуль. Лето, июль, жара. Чем полакомить сына, может быть в последний раз? Решили заколоть овцу. Как сохранить мясо в дальней дороге? Три дня ведь добираться! Дочка предлагала сварить мясо: «Так не испортится». А мать со своим житейским опытом завернула его в крапиву, так и донесла в целости и сохранности. Встретились с Гарифом, в лесу костёр развели, пожарили мясо. Это была их последняя встреча. В декабре 1941 года на Калининском фронте он пропал без вести.

Самый младший сын Борей, 1923 года рождения, ушёл защищать Родину 20 марта 1942 года. В июне он, как и его брат, пропал без вести после страшного боя у деревни Мясной бор в Новгородской области.

Как пережили Галимовы эти потери, один бог знает, да их подушки. Заботу о родителях взял на себя сын Карип. Работал Карип в забое, сначала добывал слюду открытым способом, потом закрытым. Осуществлял сухое бурение перфоратором. Отчего у него всегда были красные глаза. На войну его не призвали по состоянию здоровья. За работу на шахте его наградили орденом Трудового Красного знамени, медалью «За трудовую доблесть», знаком «Почётный горняк». Последние пять лет работал коновозчиком. Возил питание в школу и садик.

А тогда, в войну, Карип был уже женат, ещё в 1936 году привёз он из Муслюмово семнадцатилетнюю Мухтамару. В 1937 году у них родился Талиб, мечтал с детства стать шофёром. Тренировался у зеркала. Мечта сбылась – всю жизнь работал водителем.

В 1939 году родилась Миля, которая работала фельдшером. Минору, 1943 года рождения, назвали в честь соседки, что принимала роды. Ражап работал шофёром на ЧТЗ, и бурильщиком на Слюдоруднике. Рауль стал юристом. Муслюму назвали в честь того села, откуда они все родом.

Внучка Минора рассказывает, что во время Великой Отечественной войны деда Валея как самого образованного и честного поставили хлеб возить в посёлок из Кыштыма. Выдали синий ящик с облучком, да дед на него и не садился – всё лошадь жалел. В памяти внучки, он останется добрым, справедливым, весёлым неунывающим человеком. Очень любил детей, угощал конфетами не только своих внуков, но и всех детей посёлка. Так его и прозвали – дед Галим. А ребятишки помогали деду мыть тот синий ящик. Залезали внутрь и скоблили до желтизны.

Сложно было зимой, ведь в темноте частенько на дорогу волки выходили.  Да Валей справлялся, с таким-то помощником! Была у него собака Клык, она и была подмогой, сопровождала в пути. А ещё как-то зимой Валей отморозил во время поездок колени. В старости они опухали так, что невозможно было обхватить двумя руками.

Каждый день дед Валей уезжал в пять часов утра, а приезжал к вечеру. Весь посёлок ждал хлеба, занимали очередь. Минора рассказывала, что у магазина стоял 8-й барак, там жили подружки: у них дети отогревались в «очереди», пока ждали хлеба.

И частушка соответствующая появилась:

Мы сидели у окошка

И глядели в небо.

Не едет ли Галим,

Не везёт ли хлеба?

Жили Галимовы южнее большого скального останца, вот бабушка и выходила к нему ждать деда. Как увидит синий ящик, идёт домой суп разогревать. Он любил домашнюю лапшу с мясом.

Хорошо жила семья. Хозяйство добротное было, овец всегда держали. Бабушка стряпала удивительно вкусные пироги с творогом, щавелем. А ещё дед любил лошадей и мечтал купить. Сбылась мечта незадолго до смерти. Купил-таки он себе красивую лошадь Машку. А хлеб в посёлок он возил аж до 1953 года.

Умер Валей Галимов в 1966 году в возрасте 78 лет, его жена дожила до 96 лет. Они гордились своими детьми, настоящими патриотами. Имена их сынов высечены на мемориале в посёлке Слюдорудник. А камень, что стоит у дороги в Слюдоруднике так и зовут Галимкиным…

Г. Кожевникова, Е. Кузнецова.

Рассказ записан со слов внучки В. Галимова Миноры Кариповны Валеевой